Группа "Зайчики" МДОУ д|с №51 г. Люберцы, Московская область

Игры в «сухом» мини-бассейне

16 мая [чт]

Хорошо, когда в детском саду есть бассейн. А если его нет? Можно использовать «сухой» бассейн, то есть большие мягкие емкости, наполненные множеством разноцветных пластмассовых шариков. К сожалению, они дороги, и поэтому не все группы могут позволить себе иметь его. Решить проблему можно, организовав «сухой» мини – бассейн. Для этого потребуется минимум оборудования:

1.тазик пластмассовый

2.футляры от киндер-сюрпризов

3.геометрические тела

4.полумаска

5.сыпучие вещества

6.кассеты для яиц

7.ароматические вещества

Цели:

 Способствуют снятию напряжения, усталости, расслаблению мышц спины,плечевого пояса,развитию психических процессов,мелкой моторики рук,стимуляции зрительных, слуховых, тактильных анализаторов.

Перечень игр в «сухом» мини-бассейне:

«Купание рук»предложить ребенку погрузить сначала кисти, потом руки по локоть,  затем по плечи в тазик с футлярами из киндер-сюрпризов и прошуршать ими.

«Разложи по цвету» предложить ребенку выбрать футляры и разложить их в соответствующие ячейки по цвету

«Кто быстрее соберет?» в этой игре могут  принять участие 2-4 ребенка. Детям дается задание,  что  каждый из них собирает футляры одного определенного цвета и складывает в ведерко. Побеждает тот, кто выполнит это задание быстрее всех.

«Угадай» загадать ребенку загадку и предложить найти  в «сухом» бассейне отгадку. Отгадкой может быть мелкая игрушка, изображение предмета на футляре.

«Найди пару» во внутрь футляров поместить разные по звучанию предметы (песок, мелкие камешки, бусинки, сахар, горох, рис, пуговицы). Место стыка двух половинок футляра заклеить полоской  самоклеющей  пленкой. Предложить ребенку отыскать и разложить их по парам. Усложнение: предложить разложить футляры  от  самого глухого до самого звонкого звука.

«Найди геометрическое тело» предложить ребенку найти геометрическое тела (шар, куб, призму, конус, пирамиду). Усложнение: найти геометрические тела с закрытыми глазами на ощупь.

«Найди цифру по заданию» игра заключается в том, что ребенок должен найти ту цифру, которая загадана. Например: »найди цифру, которая  находится между 4-6 «-цифры наклеены на футляры.

«Разноцветные змейки» предложить ребенку выложить на полу цепочки из футляров, чередуяцвета, для младшего возрастапростые цветовые варианты, для детей старшего возраста задания усложняются.

«Кто больше?» для развития цветовосприятия и ловкости рук, предложить 2-3 детям набрать и удержать в руках как можно больше футляров определенного цвета

«Угадай по запаху» с одной стороны футляра проделать иголкой отверстия. Затем вовнутрь поместить дольку чеснока,лимона, апельсина,лука, кофе, ванили и т. д.

«Найди на ощупь» посередине на футляр наклеить полоски из разнообразных материалов: фольги, наждачной бумаги, махровой ткани, кожи, меха, шерсти, поролона обоев. Усложнение: найти закрытыми глазами на ощупь.

«Цифры по порядку» предложить ребенку отыскать цифры и составить из них числовой ряд от 0 до 9(или от 9 до 0)

«Поймай рыбку» внутрь футляров поместить металлические предметы. На футляры наклеить картинки с изображением различных рыбок.  Предложить 2-3 детям взять удочки и поймать рыбок. Побеждает тот, у кого улов окажется больше.

«Угадай звук» на футляры наклеить буквы из самоклеющейсябумаги (красные-гласные звуки, синие – твердые звуки,зеленые - мягкие согласные). Взрослый называет слово и предлагает ребенку отыскать букву, которая обозначает звукв начале (в середине, в конце) слова.

Примерное содержание игр в сухом бассейне. Данные игры направлены на обучение детей и родителей навыкам саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения, что является актуальным для детей с ограниченными возможностями здоровья. А также игры в сухом бассейне, учат распознавать свои эмоциональные и мышечные ощущения, помогают развивать эмоциональную сферу. Цель игр: 1. Сохранять и стимулировать естественные механизмы развития ребенка, предотвращать всякое возможное их искажение и торможение. 2. Снимать интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус. 3. Дать возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки. 4. Тренировать ребенка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях. 5. Тренировать ребенка в изменении характера своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений. 6. Помочь детям овладевать навыками управления своей эмоциональной сферой. 7. Закреплять положительный эффект стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения. 8. Развивать сенсорику, моторность и интеллект, организуя все виды предметных игр (дидактические, сюжетно-образные с предметами- орудиями). Специфика организации игр-упражнений:

1. Каждое упражнение включает в деятельность мысли, чувства, движения ребенка так, чтобы через механизм их функционального единства ребенок учился произвольно воздействовать на каждый из элементов этой триады.

2. Все занятия строятся на сюжетно-ролевом содержании.

3. Родители принимают активное участие в занятии, тем самым, помогая ребенку выполнять все упражнения, т.е. делают вместе.

4. Каждое занятие начинается с ритуала входа в сенсорную комнату. Все игры в сухом бассейне можно условно поделить на две группы: это адаптационные игры, которые направлены создание доверительных отношений с каждым ребенком, родителем или законным представителем, и игры, направленные на сенсомоторную и познавательную деятельность Каждая встреча в сухом бассейне начинается с ритуала приветствия Цель: создание эмоционального настроя, чувства доверия и безопасности. Формирование навыков культуры поведения: здороваться, прощаться, благодарить. Входя в комнату, педагог, родители и дети вместе произносят стихи: В этой теплой комнате шарики нас ждут, Зеркала и музыка создают уют. Огоньки мерцают, мы играть готовы. Нам здесь очень весело, Будем все здоровы! Адаптационные игры Цель: наладить доверительные отношения с каждым ребенком, родителем или законным представителем, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. Дети с ограниченными возможностями здоровья, очень часто боятся незнакомых людей, неизвестную обстановку. Они начинают плакать, кричат, выражать бурный протест против всего, что им предлагается. Сенсорная комната, где находится сухой бассейн, в первые занятия вызывает у многих детей такую реакцию. Поэтому привыкание проходит очень плавно с включением следующих адаптационных игр. Как показала практика эти игры помогают детям привыкнуть к незнакомой обстановке и очень быстро, примерно с 3 занятия вызывать эмоциональный отклик и желание еще и еще раз погрузится в волшебное море шаров.

1. «Здравствуйте шарики» Цель: Создавать условия, способствующие развитию двигательной активности. Воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях. Развивать активность, инициативность, самостоятельность. Педагог обращает внимание детей и родителей на волшебную комнату: зеркала, крутящийся шар, спокойную музыку, затем подводит к бассейну с шарами. Педагог, родители и дети вместе произносят стихи: В этой теплой комнате шарики нас ждут, Зеркала и музыка создают уют. Огоньки мерцают, мы играть готовы. Нам здесь очень весело, Будем все здоровы! Педагог предлагает выполнить следующие упражнения: — опустите руки в бассейн и потрогайте шары, обратите внимание как их много они все разноцветные, круглые и т.д.; — поводите ладонями по поверхности шаров; — захватите шарики в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки; — погрузите руки глубоко в шарики, «Поплавайте» в них; — перетирайте шарики между ладонями; — перекладывайте их из ладошки в ладошку; — сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками захватите много шариков, отпустите; — берите в руки по одному разнообразные шары: красный, желтый, синий, зеленый; — те же движения можно произвести внешними сторонами ладоней. — погрузите в шары ступни; — производите круговые движения; — поглубже погрузите ноги в шары, пошевелите пальцами ног; — перебирайте пальцами ног шарики; — перетирайте шарики между ступнями;— захватывайте шарики пальцами ног, приподнимайте и разжимайте пальцы. Комментарий. Благодаря массажу, мы активизируем так называемый «мануальный интеллект», находящийся на кончиках пальцев рук и ладонях. Таким образом, происходит сенсомоторное развитие, являющееся условием успешного взаимодействия с окружающим миром. Массаж ног важен для активизации жизненно значимых центров организма.

2. Игра «Где же ножки (ручки)?» Цель: Побуждать к участию в совместных играх со взрослыми и сверстниками. В игре принимают участие дети и взрослые. Педагог предлагает спрятать ручки детей и взрослых в шарики. — Я по комнате хожу У деток ручек не найду. Ну куда же мне идти, Где мне рученьки найти? Надо дудочку достать (достает дудочку) И на дудочке сыграть. Все услышат, прибегут И со мной играть пойдут. Дети достают ручки из шариков и машут вместе с педагогом. Как только дудочка перестает играть, педагог предлагает детям спрятать ножки. — Я по комнате хожу Ножек деток не найду. Ну, куда же мне идти, Где мне ноженьки найти? Погремушечки, звените, (берет корзину с погремушками) Всех ребяток позовите. Как услышат, прибегут, С погремушкой в пляс пойдут.Дети достают ножки из шариков. Берут из корзиночки погремушки и танцуют.

 3. Игра «Ладушки» Цель: Формировать умение подражать образцу игрового действия взрослого, отображать по памяти в своей игре знакомые жизненные ситуации. Дети сидят в бассейне по кругу. Взрослый поет песенку и одновременно инсценирует свое пение жестами, побуждая малышей к активным действиям. — Ладушки, ладушки, (показывает ладошки) Где были? — У бабушки! (вращает кистями) Испекла нам бабушка (хлопает в ладоши) Сладкие оладушки, Маслом поливала, Деток угощала. Коле два, Оле два, (раздает «оладушки-шарики» детям) Ване два, Тане два. Всем дала! (показывает в руках два «оладушка-шарика»). Для проведения игры необходимо приготовить корзиночку с «оладушками» — это могут быть шарики, по два на каждого малыша.

4. Игра «Веселые платочки» (текст И. Грантовской) Цель: Обучать действовать с предметами ближайшего окружения и игрушками. Для игры потребуется яркая коробка с отверстиями. Поместите в коробку шелковые платочки, просунув их кончики в прорези-отверстия. Количество платочков должно соответствовать количеству детей.Воспитатель обращает внимание детей на коробку, которая находится в середине бассейна и предлагает каждому ребенку доползти до нее и потянуть за один из кончиков. Когда ребенок достанет платочек, похвалите его, порадуйтесь вместе с ним. Предложите поиграть с платочками. Дети садятся в бассейн, держа в руке по платочку. Воспитатель поет и выполняет движения. Дети наблюдают, по желанию повторяют. — Вот платочки хороши! (сидя на месте и протянув вперед руку, размахивает платочком) Мы попляшем, малыши. Ты, платочек аленький, покружись, (кружится, держа платочек в поднятой руке) Всем ребятам маленьким покажись. Я платочком помашу (взмахивает платочком, стоя на месте) И с платочком попляшу. Ты, платочек аленький, покружись, (кружится) Всем ребятам маленьким покажись. Нет платочков, ай-ай-ай. (прячет платочек в шарики, поворачивая голову вправо-влево) Где платочки, угадай? Ты, платочек аленький, покружись, (кружится) Всем ребятам маленьким покажись. Вот платочки хороши! (идет к коробке, в которую кладет платочек) Поплясали малыши. И платочки сложим свои, Все умеют милые малыши.

5. Игра «Привет, дружок — пока, дружок» Цель: Поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает.Дети сидят полукругом в бассейне, педагог с бубном перед ними. Педагог, подойдя к одному из детей, берет его за руки и выводит на «лужок» (середину бассейна). — Привет, привет, дружок. Выходи-ка на лужок. То прыжком, то бочком,} 2 раза Топать, топать каблучком. Педагог ударяет в бубен, малыш топает ножками. — Пока, пока, дружок, Приди снова на лужок. Педагог машет рукой. Ребенок возвращается на свое место. — То прыжком, то бочком, Топать, топать каблучком. Педагог ударяет в бубен. Дети, сидя на шарах, сгибают и разгибают ножки (дети расталкивают шары в быстром темпе). Игра повторяется с другим ребенком.

6. Игра «Разноцветные колечки» Цель: Побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с ними. Для игры нужно подготовить 20 цветных колечек. Дети стоят вокруг бассейна. Педагог обращает внимание детей на разноцветные колечки. Проходя мимо стоящих детей, говорит: — Я по комнате хожу, Всем колечки покажу. Вот колечки хороши, Посмотрите, малыши! Воспитатель, показывая кольцо, «нечаянно» роняет его в бассейн с шариками. — Ой! Помогите, ребятки, собрать колечки. Педагог разбрасывает колечки так, чтобы они раскатились по всему бассейну. Дети собирают кольца, нанизывают их на палочку.Игры, направленные на развитие сенсомоторной и познавательной деятельности

7. «Рыбалка». Цель: развивать сенсомоторную и познавательную деятельность ребенка. Педагог говорит ребенку и родителю: «Мы с вами рыбаки. Отправ- ляемся на рыбалку в " море из шариков". Наши руки помогут нам выловить рыбку. Опусти руки в "море из шариков" и вылови "рыбку". (Пусть ребенок возьмет любой шарик). — Какого цвета "рыбку" ты выловил? — Она легкая или тяжелая? — Теплая или холодная? А теперь я выловлю рыбку. Возьми мою рыбку в руки. Какая она? Правда, она... (маленькая, гладкая, скользкая, прохладная, легкая). Теперь положим наш улов в ведерко. Закроем глаза. А затем откроем и найди свою рыбку. Почему ты уверен, что это твоя рыбка?» Комментарий. Игра способствует развитию сенсомоторной и познавательной сфер.

8. « Рыбки разных размеров» Цель: развивать сенсомоторную и познавательную деятельность ребенка. Усложняя игру, можно добавлять в бассейн шары разных размеров, больше «рыбы». Педагог говорит ребенку и родителю: «Мы с вами рыбаки. Отправ- ляемся на рыбалку в " море из шариков". Наши руки помогут нам выловить рыбку. Опусти руки в "море из шариков" и вылови "рыбку". (Пусть ребенок возьмет любой шарик). — Какого цвета "рыбку" ты выловил? — Она легкая или тяжелая? — Теплая или холодная?А теперь я выловлю рыбку. Возьми мою рыбку в руки. Какая она? Правда, она... (маленькая, гладкая, скользкая, прохладная, легкая). Теперь положим наш улов в ведерко. Закроем глаза и будем искать свою рыбку. Почему ты уверен, что это твоя рыбка?»

 9. «Рыбка-игрушка» Цель: развивать сенсомоторную и познавательную деятельность ребенка. Усложняя игру, можно добавлять в бассейн игрушки рыбки разных размеров, больше «рыбы». Педагог говорит ребенку и родителю: «Мы с вами рыбаки. В нашем море из шариков завелись рыбки, но другие. Отправляемся на рыбалку в "море из шариков". Наши руки помогут нам выловить рыбку. Опусти руки в "море из шариков" и вылови "рыбку-игрушку". (Пусть ребенок возьмет любой шарик). — Какого цвета "рыбку" ты выловил? - Она большая или маленькая? — Она легкая или тяжелая? — Теплая или холодная? А теперь я выловлю рыбку. Возьми мою рыбку в руки. Какая она? Правда, она... (маленькая, гладкая, скользкая, прохладная, легкая). Теперь положим наш улов в ведерко. Закроем глаза и будем искать свою рыбку. Почему ты уверен, что это твоя рыбка?»

 10. «Разноцветное море» Цель: закреплять знания цвета, величины и пространственных представлений. Усложнение игры: добавить в бассейн шары разной величины. Рассмотрите все шарики. Скажите ребенку: «Давай сделаем так, чтобы в одном углу бассейна были шарики одного цвета, в другом другого и т.д.» Комментарий. Игра позволяет укрепить знание цвета, формы, величины и знание пространственных направлений. Кроме того, ребенокпереживает радость творчества — перед ним то, что он создал своими руками, принося радость ближнему. Используя принцип игры «Пуговичное ожерелье», вы можете играть, составляя различные узоры из пуговиц, варьируя цветом, формой, величиной и пространственным расположением.

11. «Ожерелье» Цель: закреплять знания цвета, величины и пространственных представлений. Рассмотрите все шарики. Педагог говорит ребенку: «Давай сделаем ожерелье (бусы и т.п.) в центре шары красного цвета, далее желтого, зеленого, синего т.д.» И так далее, выкладывая шары полукругом, вы получаете ожерелье. Комментарий. Игра позволяет укрепить знание цвета, и пространственных направлений. Кроме того, ребенок переживает радость творчества — перед ним то, что он создал своими руками, принося радость ближнему. Используя принцип игры «Пуговичное ожерелье», вы можете играть, составляя различные узоры из пуговиц, варьируя цветом, формой, величиной и пространственным расположением. 12. «Разноцветный круг» Цель: развивать моторику рук и координацию движений, закреплять знания цвета, и пространственных представлений. Рассмотрите все шарики. Скажите ребенку: «Давай из шаров сделаем круг красного (синего, желтого, зеленого цвета)». Данное упражнение рассчитано на 4 занятия.

13. «Собери по цвету» Цель: Развитие зрительно-моторной координации, закрепление знаний зеленого, красного, желтого, синего цвета. Ребенок сидит в бассейне и вместе с родителем собирает вокруг себя шары одного или нескольких цветов.

14. «Спрячь игрушку» Цель: развивать наблюдательность и произвольное внимание.  Один ребенок закрывает глаза, а другой в это время прячет шарик большого размера в шары. Другой ребенок ищет. Затем они меняются местами.

 15. «Расслабление-напряжение» Цель: Дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения путем подражательного повторения движений. Ребенок лежит на спине. Взрослый погружает его в шары. Звучит музыка. После 2-3 минут отдыха ребенок начинает быстро работать ногами, распинывать шары. Так повторяется 3-4 раза.

16. «Возьми и брось». Цель: учить следовать инструкции, развивать внимание и память Ребенок, сидя в бассейне, берет два шарика, стучит один об другой и бросает вперед. Повторить 3-4 раза.

17. «Возьми и скати». Цель: учить следовать инструкции, развивать внимание и память Ребенок, сидя в бассейне, берет два шарика стучит один об другой, далее кладет их себе на голову (шарики «прыгают») и скатываются. Повторить 3-4 раза.

18. «Отдыхаем и плывем». Цель: снятие напряжения, успокоение, расслабление, энергетическая подзарядка. Ребенок лежит на животе спокойно, слушая музыку, по сигналу взрослого начинает имитировать плавание. Повторить 3-4 раза.

19. «Морские ежи». Цель: Развитие общей моторики, ловкости движений, способности быстрого реагирования. На дно бассейна кладут шары с шипами (это ежи). Дети встают на дно бассейна, передвигаясь ногами по дну бассейна, ищут ежей.

20. «Волшебный лужок». Цель: Снятие эмоционально-психического и телесного напряжения, развитие умения расслабляться и восстанавливать внутреннее равновесие. Ребенок сидит в бассейне, погруженный в шары, закрывает глаза, расслабляется и слушает рассказ ведущего под музыку: «Воздух входит… выходит… Глаза закрыты. Представьте себе волшебный лужок. Вокруг разные цветы – белые ромашки, красные гвоздики, синие васильки, желтые одуванчики… Они приятно пахнут – почувствуйте их запах… В траве земляника – сладкая, сочная, ярко-красная… На зеленых листочках земляники блестят капельки росы… Неподалеку журчит ручеек… Опустите ручки в ручеек, почувствуйте водичку. Она прохладная, бежит между пальцами… Слышны звонкие голоса птиц, шелест листьев… Лужок согревает солнце… Вы идете по мягкой теплой траве… Вот виднеется сказочная избушка… В избушке живет волшебница. Она выходит из избушки и взмахивает волшебным платочком. В этот момент каждый из вас может загадать желание… Подул слабый ветерок… Это волшебница прощается с вами. Вдохните его… Выдохните.. Он не простой, а волшебный. Каждое его дуновение приносит вам тепло лужайки, свежесть ручейка, запахи цветов и земляники… Постарайтесь запомнить все это и взять с собой… Откройте глаза».

21. «Прыжки в волну». Цель: Снятие психомышечного напряжения; развитие осознания собственного тела, гармонизация эмоциональной сферы ребенка.Шары складываются горкой в центре бассейна. Ребенку предлагают прыгнуть в волну. После прыжка его засыпают шарами, пока он из них не выберется.

22. «Прятки». Цель: Коррекция страхов, регулирование эмоционального состояния. Ребенку предлагают поиграть в прятки, т.е. спрятаться в шариках. Педагог помогает ребенку спрятаться в шарах, а мама затем его ищет.


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.